Строение и болезни зубов, уход за полостью рта
Поиск
Поиск по сайту:
{topnews}

Опиум. История потребления и применения опиума

Опиум.История потребления и применения опиумаРазумеется, случаи болезненного привыкания к опиуму тогда уже проявились достаточно наглядно, чтобы не оставалось никаких сомнений в существовании такой опасности. Пристрастие к наркотику было признаком «второсортности» и свидетельствовало о деградации человека и его принадлежности к «худшей» части общества. Наверно, это отвращало от опиума верхние слои общества, но все же постепенно и среди них, и даже среди исконных мусульман (т. е. арабов) стали появляться люди, пристрастившиеся к «коричневым капелькам».

Способствовало этому и все более широкое медицинское употребление препарата, что начинало беспокоить врачей. Так, сохранился выписанный в XI в. рецепт на опиумосодержащее средство со специальным предупреждением: длительное употребление лекарства может вызвать неудержимое пристрастие к нему. Врач, который его выписал, — Ибн Сина (Авиценна).

На Ближнем Востоке (особенно в Иране и Турции) пристрастие к опиуму затронуло заметную часть населения лишь в XVI в. Тогда же опиум и опиомания достигли Китая, где впоследствии и разыгрались наиболее драматические события в истории наркомании прошлых веков.

В Европе же использование опиума в качестве средства удовольствия задержалось на несколько веков, а в медицине он применялся весьма редко. Спасительную роль сыграло средневековое мракобесие. До XVI в. оно надежно оберегало европейцев от всех сколько-нибудь серьезных достижений медицины, предоставляя больше уповать на божественный промысел. Студенты медицинских факультетов первым делом усваивали, что античная медицина — это «белая магия», а восточная — просто колдовство и чертовщина; за попытки ознакомиться с работами Галена гнали из университета.

Опиум, поскольку он был в числе важнейших медикаментов нердобряемого направления искусства врачевания, естественно, тоже пользовался дурной репутацией ведьминского зелья. Мак у католиков считался «нечестивым растением».

Возрождение роли опиума в европейской медицине связано с именем знаменитого врача, физика, алхимика, философа и авантюриста Парацельса (1493—1541). Лишь на смертном одре он продиктовал состав изобретенного им лечебного питья, в которое входили алкоголь и опиум, настоенные на можжевельнике и других растениях. Лауданум — так назвал его Парацельс. Он считался, конечно, колдовским напитком, а что его создатель связан с дьяволом, не вызывало ни малейшего сомнения. И тот, кто к нему обращался за помощью, конечно, тоже вступал в связь с нечистой силой. Тем не менее лауданум стал довольно популярным, особенно в качестве снотворного.

Позже появились другие рецепты опиумных настоек, называвшихся тоже лауданумом. В XVI в. их применение для лечения различных болезней стало в Европе повсеместным и совершенно обычным. К тому времени отмечены и отдельные случаи развития зависимости. Так, один английский врач рекомендовал лауданум в случае катара, эпилепсии, ангины, астмы, камней, колик, ампутаций, поноса, холеры, ревматизма, ипохондрии, бессонницы и еще дюжины недугов. Известно, что он, будучи горячим энтузиастом опиума, сам пристрастился к его ежедневному потреблению в значительных дозах — неизвестно, правда, скольких пациентов приучил к наркотику с помощью своих методов врачевания.

В XIX в. десятки разновидностей лауданума продавались в быстро растущих городах европейских стран в виде успокоительного средства, лекарства от бессонницы, сердечных капель. Во Франции он назывался «дурманом». В некоторых районах массовым стало использование лауданума для успокоения детей, в том числе в тех случаях, когда работница уходила на фабрику и хотела, чтобы ребенок до ее возвращения был спокойным. Исследование, проведенное в английском графстве Ланкашир, показало, что из обследованных почти двух с половиной тысяч семей две трети регулярно покупали «сердечное средство Годфри» и детская смертность в них превышала 60%.

К концу XIX в. в европейских столицах и крупных городах в моду вошли «опиум-салоны», где за большие деньги можно было выпить настойку или выкурить трубку опиума. И все же проблемой Европы было пьянство, а наркомания представляла собой явление экзотическое и, в общем, редкое, в дальнейшем прямого продолжения не получившее.

Стань партнером
Старая школа
//
Яндекс.Метрика